Плаксина Елена Сергеевна, заместитель заведующего по УВР, педагог-психолог

Совместные направления работы педагога-психолога и учителя-логопеда по созданию благоприятной среды обучения и развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.

Последние исследования в области детской статистики показывают тревожные тенденции в отношении ОВЗ в России. В 2023 году наблюдается увеличение числа детей с ограниченными возможностями здоровья по сравнению с предыдущими годами. Можем связать это с улучшением диагностики и осведомленности родителей о том, что дети нуждаются в помощи и поддержке.

По данным Росстата, в России на начало 2023 года количество детей с ОВЗ составляло около 1,5 миллиона человек, что составляет около 7% от общего числа детей в стране. Всего в России на конец 2023 года ожидается около 5 532 000 детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особой категорией детей, у которых диагностируются отклонения в развитии (ОВЗ) являются дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Общее недоразвитие речи и другие речевые нарушения могут спровоцировать различные негативные проявления во всех сферах жизни ребенка: низкая познавательная активность, проблемы с коммуникацией со своими сверстниками, недостаточная ориентированность в явлениях окружающей среды, бедность содержания игровой и художественно-творческой деятельности, низкий словарный запас и т.д. Помимо этого, на фоне проблем с речью часто развиваются психоэмоциональные расстройства, ведь ребенок чувствует себя «не таким, как все», а другие дети в этом возрасте могут не понимать всей серьезности этой проблемы, и будут всячески подначивать или дразнить ребенка с речевым дефектом.

В дошкольный период развития ребенка можно диагностировать ряд нарушений устной речи проявляющиеся в виде простого или сложного дефекта (ранее комбинированный дефект).

Детям в дошкольном возрасте для разносторонней характеристики выявленного нарушения целесообразно ставить два диагноза, которые укажут на причины и последствия возникновения нарушения речи.

Правильная постановка диагноза позволяет:

· планировать и проводить учебно-коррекционную работу с ребенком индивидуально (с учетом причин) и фронтально (с учетом комплекса последствий);

· четко организовать социально-психологическое сопровождение в условиях того заведения, которое он посещает.

Работа над устранением тяжелых нарушений речи всегда проводится комплексно. Логопед не остается один на один с поиском путей увеличения эффективности коррекции, поскольку также предусмотрено и психологическое сопровождение дошкольника.

Единая направленность деятельности логопеда и психолога является залогом успешности в преодолении речевого нарушения у ребенка.

Помимо коррекции и развития речи, у таких детей необходимо развивать память, мышление, воображение и эмоциональную сферу. Прослеживается необходимость взаимодействия нескольких специалистов в коррекционной работе. В частности, речь идет о совместной работе учителя-логопеда и педагога-психолога.

Для полноценного психического развития детей огромное значение имеет его общение с окружающими взрослыми и детьми. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как ребенок будет относиться к окружающему миру. Отсюда складывается самооценка, осознание себя как «Я-образу».

Дошкольники осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания, также появляются:

- выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц);

- агрессивность, драчливость, конфликтность;

- повышенная впечатлительность, застревание, нередко сопровождаемое навязчивыми страхами;

- чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита;

- повышенная обидчивость и ранимость;

- склонность к болезненному фантазированию и т.д.

При создании же благоприятного эмоционального и психологического климата в коллективе воспитанников мы можем ожидать следующие результаты:

- снятие эмоциональной напряженности, снижение агрессивности и деструктивных форм поведения, в том числе негативизма, тревожности, депрессивности, беспокойства, расторможенности и пр.;

- развитие личности ребенка, создание позитивного настроя, усиление конструктивного поведения, способность осознать и выразить словами собственные действия, мысли, чувства, развитие коммуникативных навыков, успешная интеграция в общеобразовательную школу и общество сверстников.

Благоприятная образовательная среда в психологическом аспекте выполняет роль атмосферы, безопасного и комфортного климата для реализации образовательного процесса и учебного взаимодействия, повышения духа взаимопонимания, дружбы и сотрудничества, этики и толерантности отношений, развития информационной субкультуры. Источником этого климата является внешняя образовательная среда, однако его развитие и улучшение осуществляется, прежде всего, под воздействием самого образования и, следовательно, образовательной среды, общей и локальной.

Ставки педагога-психолога и учителя-логопеда есть практически в каждом дошкольном образовательном учреждении. Как правило, они входят в психолого-педагогический консилиум и сотрудничают в ходе сопровождения детей с ограниченными возможностями.

Именно взаимодействие логопеда и психолога является необходимым условием результативной работы по полноценному развитию личности ребенка.

Основу организации взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога определяют следующие принципы:

1.Системная работа. Развитие ребенка должно быть комплексным, поэтому нельзя развивать только одну функцию.

2.Взаимодополняемость. Развитие одной познавательной функции определяет и дополняет развитие других функций.

3.Ориентированность на каждого конкретного ребенка. Работа с ребенком должна строиться на основании его возрастных и личностных особенностей.

4.Правильный подход к нагрузкам и требованиям. Каждый ребенок индивидуален, поэтому важно адекватно оценить ту нагрузку, которая оказывается в процессе занятий. Важно действовать постепенно, переходя от простых заданий к более сложным.

И учитель-логопед, и педагог-психолог имеют одну цель – развитие речевых и высших психических функций, но каждый со своей стороны. Задача логопеда – развивать речь с использованием приемов активизации памяти, мышления и внимания. Так же в работе могут быть задействованы элементы сказкотерапии, музыкотерапии, психогимнастики. Психолог тоже воспринимает речь как средство интеллектуального развития, и помогает ребенку закрепить лексический материал и графические навыки, полученные на логопедических занятиях.

Проведение интегрированных занятий дает возможность детям реализовать свои творческие возможности, развить коммуникативные умения, познавательную активность.

Сочетание разных видов деятельности, направленные на достижение цели дают положительный результат в работе. На занятиях по развитию связной речи психолог включается в занятие и использует элементы сказкотерапии, музыкотерапии, психогимнастики и т.д. При организации коррекционных занятий с детьми необходимо, в первую очередь, учитывать психофизиологические, возрастные возможности ребенка. На первом этапе необходимо использовать задания умеренной трудности, доступные, чтобы обеспечить воспитаннику субъективные переживания успеха на фоне определенных усилий. В дальнейшем задания усложняются пропорционально возрастающим способностям ребенка.

Можно выделить такие направления работы, которые отображают взаимодействие учителя-логопеда и педагога-психолога в детском саду:

– проведение и обсуждение результатов диагностики (учитель-логопед обследует речь педагог-психолог – познавательные процессы, и уровень развития познавательной сферы);

– коррекционно-развивающие занятия (на логопедических используются приёмы по активизации психические процессов, а на занятиях педагога-психолога активизируется речевое высказывание детей);

– интегрированные занятия с детьми;

– родительские собрания, тренинги для родителей, консультации, стендовая информация, на которой освещаются вопросы психологии и речевого развития.

Таким образом, организация взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога по сопровождению детей, нуждающихся в логопедической помощи, позволяет решать ряд задач:

- Обеспечить целостность, единство коррекционно-развивающего пространства;

- Осуществить профессиональное взаимодействие в педагогическом процессе;

Взаимосвязь работы логопеда и психолога не ограничивается использованием коррекционных психологических и логопедических форм и методов на занятиях, так же она предполагает совместное планирование и проведение занятий, составление общих планов коррекционной работы с детьми, требующими повышенного педагогического внимания, совместный мониторинг по результатам обследования и коррекционно-развивающей деятельности, разработку рекомендаций для педагогов и родителей по вопросам психического и речевого развития детей, оформление наглядной агитации для педагогов и родителей, подбор литературы для их самообразования.

Таким образом, согласованность и взаимодействие психолога и учителя-логопеда способствует эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, развитии его когнитивной и эмоционально-волевой сферы. Цели психологической и логопедической работы в целом ведут к социальной адаптации и интеграции ребенка в соответствующую возрасту социальную среду.

5 июля 2024 в 19:39

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.